Педагогический идеал

"Ничего нет постоянного, кроме перемены" - учил крупнейший немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег. А.Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания, гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А.Дистервега: природосообразность, т.е. обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность - свободное, самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразность - обучение, соответствующее условиям места и времени. Прогрессивные идеи А.Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский - великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов "Человек как предмет воспитания, "О камеральном образовании", "Руководство к родному слову". Педагогические взгляды Д.Ушинского строились на следующих принципах: народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.

К.Д.Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.

Рассматривая человека как предмет воспитания, К.Д. Ушинский указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. Он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Для этого учителю необходимо в совершенстве знать не только педагогику, но и психологию. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К.Д.Ушинский разработал ряд важнейших принципов.

Одним из таких ведущих принципов является принцип народности. К.Д.Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, первое место в формировании человека должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве, как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы К.Д.Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека.

"Самое воспитание - писал Ушинский, - если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд, считая одним из важных видов умственного труда человека учение. К.Д.Ушинский требовал, чтобы оно, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а достаточно серьезным и трудным занятием. К.Д.Ушинский настоятельно рекомендовал привлекать детей и подростков во внеучебное время к разным видам физического труда.

К.Д.Ушинский многое сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения, рассматривая изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.

В области содержания образования К.Д.Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека. К.Д.Ушинский вскрыл научно-материалистические основы принципов обучения. Например, раскрывая сущность принципа наглядности, убедительно показал, что необходимость этого дидактического положения вытекает из особенностей восприятия человеком окружающего мира: чем больше органов чувств участвует в восприятии изучаемого предмета или явления, тем представление о нем остается в памяти ярче, глубже, конкретнее.

top