Педагогический идеал

Педагогике пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского - создателя научной педагогической системы, автора труда "Великая дидактика"; он требовал, чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Я. А. Коменский был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать.

Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения. "Слух необходимо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки...". Необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума...". Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира. Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк. В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством. Д.Локк - представитель английской педагогики - отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания "джентльмена" - светского молодого человека, умеющего в то же время прибыльно вести свои дела. Эта система в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала "дисциплину тела" и "дисциплину духа".

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д.Дидро, К.Гельвеций и особенно Ж.Ж. Руссо.

Ж.Ж.Руссо принадлежал к французским просветителям, которые глубоко верили в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания - воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. В своем педагогическом сочинении "Эмиль, или О воспитании" Ж.Ж.Руссо рассмотрел путь воспитания свободного от феодальных предрассудков человека. Ж.Ж.Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью, с природой.

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Целью воспитания И.Г.Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека. Боле 50 лет И.Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII-XVIII вв. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно матери. Им была создана "теория элементарного образования", согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.

Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

top